Есть
место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что
когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый
получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и
познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю
тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не
может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет
то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между
Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Мы
носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое
призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому
святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту
личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не
только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в
какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью
жизнь нельзя; но научиться от жизни того или другого человека,
святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно
Бога – можно.
И вот
сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении
Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого
Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно
исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей
Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их
служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так,
и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову
Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми
светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той
непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться
именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим
и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые. Что
это значит?
Это
значит, что некий божественный свет льется через них
беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по
пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как
льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на
драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием
бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.
Это
образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно
Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние
Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но
сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а
сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними
и Богом, Который познает глубины Своей твари...
Но их
личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым
каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное
Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая
святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди
нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. “Михаил” –
слово еврейское, и оно значит “Никто как Бог”; и это слово выражает
все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога,
желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и
самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес
одно это слово, которое определило все для него: “Никто как Бог”, и
утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем
врат райских. “Никто как Бог” – в этом выразилось все знание великим
Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет –
он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию
Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает
нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое
выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
На
иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в
руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел
стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место
тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах
иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с
Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата,
через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит
во Святая Святых, в алтарь.
Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает “Крепость Божия”,
изображается на тех вратах, через которые дьякон во время
богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который
возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в
присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы
спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес
Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве
Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя;
поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком
примирения Бога с миром.
Об
Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну
его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает
“Исцеление Божие”; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам
Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об
Ангелах-хранителях.
О дне
памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это “день
нашего Ангела”. И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения
святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими
нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни
нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели
бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же
хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он –
хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему,
помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у
нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по
отношению к ним, как бы ни вели себя...
И
еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры
церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно
подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало
Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне... Он
глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через
него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо
умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.
Это –
путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то,
что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность
нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными,
чтобы стать как бы невидимыми – как драгоценный камень невидим и
обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает
все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного
существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание
Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя “я”,
может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый
из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь –
от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и
прозрачность... Ангелом на земле является неложный свидетель – Иоанн
Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет
“Великого Совета Ангел” – Бог, пришедший во плоти.
Вот
те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей
любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за
нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от
земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному
просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам
Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать
умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из
нас. Аминь.
|