2
сентября мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух
решающих эпох в истории не только израильского народа, но и
человечества. До него израильский народ признавал единственным
своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили
на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии
избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.
У
всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и
в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли.
Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог
делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а
израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы,
мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно
Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши
мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей
ваших...
И
вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это
был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа.
Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и
перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо
того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они
решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не
знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань,
покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя
поведу... И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и
повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую им
обещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя
Себе доверия... Слишком стало страшно жить только доверием,
захотелось уверенности, обеспеченности.
И
израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя,
чтобы нам быть, как все прочие народы... Это первое отречение
Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему
стать “как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным,
ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой,
что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а
Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они
все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы
быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они
согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть
водимыми Царем Небесным, – дай им царя...
И так
и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен
Саул.
Это
первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от
Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного
их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед
судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ,
под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у
нас царя, кроме кесаря... Таким образом, израильтяне не только
отреклись от непосредственного водительства Божия, не только
потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть
и народом, а раствориться в Римской империи как одна из
составных частей, ничем не отличная от других.
Вот
чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа,
вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас
Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.
|