Мы
привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая
мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый
крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за
нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что
предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас
и ради нас.
Но
иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к
человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе
остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из
нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так
возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием,
быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он
нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было
человека – мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его
месте.
А
порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В
Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк
– это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только
мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении
созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? – и
пророк встал и сказал: Меня, Господи!..
Но
вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем
неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого
мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди
рожденных на земле.
И
действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы
более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том
как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении
людей возрос Единственный, Который есть: Господь.
Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас,
вопиющий в пустыне... Он только голос, он настолько уже неотличим от
своего служения, что он стал только Божиим голосом, только
благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека,
который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять,
в конечном итоге, перед грядущей смертью, – словно этого человека
нет. Он и его призвание – одно и то же; он – голос Господень,
звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души
пусты – потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого
оставалась неизменной.
И
дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он – Друг Жениха.
Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он
способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда
не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не
нужен. Он – друг, который способен защитить любовь жениха и невесты
и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна
человека, который способен как бы не стать для того, чтобы
что-то большее, нежели он, было.
И
дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться,
сходить на нет, для того чтобы Он возрос... Надо, чтобы обо мне
забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня
отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и
последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для
того, чтобы меня не стало!..
И
последнее – страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда
вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было
выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась... Шла на
него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего
своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди –
мрак.
И в
тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить
у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?.. Если Тот – то стоило в
юных летах заживо умереть; если Тот – то стоило умаляться из года в
год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах
людей; если Тот – тогда стоило и теперь умирать уже последним
умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.
Но
вдруг Он не Тот?.. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена
зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще
страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог,
призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог,
вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и
жизнь прошла, и возврата нет?..
И
вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? – он не
получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я
Тот, иди с миром!.. Он только дает пророку ответ другого пророка о
том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые
воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но
Своих слов не прибавляет – ничего, кроме одного грозного
предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите,
скажите Иоанну...
И
этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца;
верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств;
верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас
Господень, повелевающий творить дело пророка... Другие каким-то
образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге;
Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть
Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах
невидимых.
И вот
почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда
мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот
почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и
возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.
Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем... Слово
“праздновать” мы привыкли понимать как “радость”, но оно значит
“оставаться без дела”. И без дела можно остаться потому, что
захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться,
что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний
праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали
сегодня в Евангелии?
И в
этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются
руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и
трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле
битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После
того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на
поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле,
чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а
из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что
они умели любить, или потому, что другие любить не умели, – вспомним
всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит,
молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию
жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по
властному повелению Божию: “Верь до конца, и будь верен до конца!”
Аминь.
|